Поиск и подбор персонала




Новости Совет по правам человека предлагает максимально упростить процедуру регистрации россиян

Совет по правам человека предлагает максимально упростить процедуру регистрации россиян

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) подготовил предложения по совершенствованию законодательства о регистрационном учете граждан России. Соответствующий документ направлен Президенту РФ, сообщается на официальном сайте СПЧ.

Совет отмечает, что в настоящее время сложилась такая ситуация, что основания и порядок регистрации граждан РФ являются более сложными, чем существующий с 2007 года миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства. В отличие от регистрации россиян учет иностранцев является уведомительным и оформляется через почту, постановка на учет возможна в любом помещении (не обязательно жилом), в том числе по адресу работодателя.

СПЧ подчеркивает, что на рассмотрении в Госдуме находятся законопроекты № 494206-5 и № 200753-6, призванных, по мнению разработчиков, упорядочить регистрационный учет, устранить так называемые "резиновые" дома и усилить ответственность за незаконную миграцию. Однако совет считает, что их следует кардинально переработать.

Так, отмечается, что вводить нижнюю границу площади помещения в 6 кв.м жилой площади на человека для возможности его регистрации не следует, поскольку это может нарушить права граждан, проживающих в общежитиях, коммунальных квартирах и наемном жилье, не всегда являющихся членами одной семьи. Также из законопроекта № 200753-6 нужно исключить ряд положений, в частности о фиктивной регистрации и ответственности за ее оформление. Действующие ст. 292ст. 293ст. 322.1ст. 327 УК РФ уже предусматривают ответственность за аналогичные составы преступлений.

Также совет подчеркивает, что процедуру и основания регистрационного учета россиян необходимо максимально упростить, чтобы все граждане имели возможность быть зарегистрированными. Предлагается процедуру учета сделать уведомительной, без принятия органом регистрационного учета решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. Для этого нужно обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

Планируется также расширить основания для регистрационного учета, чтобы исключить категории граждан, не подлежащие регистрации. "В настоящее время многие граждане проживают в дачных и садовых домах, коттеджах, апартаментах, модульных строительных вагонах-бытовках и др. Несмотря на то, что эти помещения являются местом жительства или местом пребывания, регистрация в них невозможна, поскольку они относятся к нежилому фонду и нередко расположены за пределами территории населенного пункта, хотя в них возможно, по крайней мере, временное проживание граждан", – отмечается в документе.

В связи с этим СПЧ разработал законопроект об усовершенствовании механизма регистрационного учета граждан РФ, устанавливающий, что гражданин регистрируется в жилом помещении, представляя документ о праве пользования этим жильем либо согласие проживающего в нем лица на вселение (существующий порядок). При отсутствии жилого помещения гражданин регистрируется в любом помещении, в котором проживает/пребывает, представляя соответствующий документ о наличии коттеджа, дачного, садового либо другого дома, апартамента, модульного вагона-бытовки и т.д. 

Работающий граждан, не имеющий помещения, документа о вселении либо проживающий в помещении работодателя без почтового адреса, регистрируется по адресу работодателя. Неработающие граждане, не имеющие помещения либо жилищного документа, регистрируется по адресу территориального отдела ФМС России по месту своего жительства/пребывания.

Таким образом, подготовленный советом законопроект, в частности:

  • разграничивает понятия места жительства/пребывания (статистический учет) и регистрации по месту жительства/пребывания (адресный учет);
  • устанавливает, что регистрация по месту жительства является обязанностью, а регистрация по месту пребывания – правом, в случае пребывания до 90 дней, и обязанностью – когда гражданин прибывает в какое-либо место для работы или обучения, то есть на длительный период;
  • предусматривает возможность регистрации в любом помещении, не обязательно жилом.

"Нельзя смешивать жилищное законодательство (предоставление жилья и вселение) с административным (регистрация). Существующие гарантии защиты жилищных и гражданских прав остаются прежними. За нарушение жилищных и других прав привлекаемых к трудовой деятельности граждан работодатель отвечает по жилищному, гражданскому, административному, санитарно-эпидемиологическому, трудовому, уголовному и иному законодательству, но не административным отказом в регистрации", – считает СПЧ.

 

Источник: ИА "ГАРАНТ"



23