Поиск и подбор персонала




Новости Регионы готовятся к единому дню голосования

Регионы готовятся к единому дню голосования

14 сентября 2014 года – единый день голосования в России, в который пройдут выборы в 84 субъектах федерации (выборы не будут проводиться только в Республике Ингушетия). О том, как регионы готовятся к этому событию, обсудили вчера участники круглого стола «Вопросы обеспечения избирательных прав граждан на выборах 14 сентября 2014 года», прошедшего в Общественной палате РФ.

Основную тенденцию избирательной кампании 2014 года озвучил член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, глава Российского общественного института избирательного права (РОИИП) Игорь Борисов. По его словам, кандидатов на должности глав субъектов федерации в нынешнем году будет меньше, чем в 2013 году. Он связал это обстоятельство с более вдумчивым отношением партий к предстоящим выборам.

Кроме того, Игорь Борисов представил участникам круглого стола предварительный анализ избирательного законодательства регионов России. Дело в том, что Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) является рамочным, и большой пласт избирательных вопросов отдан на откуп региональному законодателю. Проведенный РОИИП анализ показал, что не все субъекты федерации в полной мере пользуются предоставленными им правами. Так, согласно ч. 4 ст. 30 Закона № 67-ФЗ, законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями. При этом только один субъект федерации – Кировская область – законодательно предусмотрел возможность присутствия наблюдателей от общественных объединений. Помимо этого, самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта федерации может предусматриваться законом этого субъекта (ч. 2 ст. 32 Закона № 67-ФЗ). В докладе Игоря Борисова было отмечено, что только один регион (все та же Кировская область) воспользовался этим правом.

Стартовавшая в этом году избирательная кампания показала, что установленный регионами средний процент подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов и списков кандидатов, уменьшился. Многие связывают такую инициативу субъектов федерации с многочисленными скандалами, вызванными отказами в регистрации кандидатов по причине недобора подписей. Тем не менее, избежать конфликтов не удалось и в этом году: кандидату на должность Губернатора Санкт-Петербурга Оксане Дмитриевой было отказано в регистрации в связи с недостаточным количеством достоверных подписей. По словам Игоря Борисова, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем, регионам надо стремиться к установлению 5% планки сбора подписей избирателей. Кроме того, в целях воспрепятствования блокировки сбора необходимого количества подписей было высказано предложение предоставить гражданам право альтернативной подписи – возможность поддержать сразу нескольких кандидатов.

Предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата и избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, а также предельные размеры расходования средств избирательных фондов устанавливаются законом (ст. 58 п. 10 Закона № 67-ФЗ). В настоящий момент прослеживается тенденция уменьшения размера избирательного фонда относительно выборов 2013 года. Такую ситуацию эксперты называют положительной, поскольку она препятствует сращиванию бизнеса и политики. При этом размер собственных избирательных средств во время избирательной кампании 2014 года незначительно увеличился по сравнению с прошлым годом. Характерно, что разные регионы устанавливают предельный размер перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата от 10% до 100%.

Что касается числа доверенных лиц кандидата и избирательного объединения, то в соответствии с законами субъектов их численность увеличилась (установление числа доверенных лиц предусмотрено ч. 3 ст. 43 Закона № 67-ФЗ).

Около 80% субъектов федерации включили в нормативно-правовые акты требование личного участия кандидатов в совместных агитационных мероприятиях. Ряд граждан оценивает такую ситуацию положительно, поскольку именно личное присутствие дает избирателям возможность узнать, что из себя представляет тот или иной кандидат. Противники этой позиции утверждают, что данная норма часто способствует срыву дебатов, после чего они не проводятся вовсе.

Что касается возможности голосовать по открепительным удостоверениям (ст. 62 Закона № 67-ФЗ), около 60% регионов не допускают проведения такого голосования. Данная норма также является спорной, поскольку голосование по открепительным удостоверениям приводит к различным злоупотреблениям со стороны недобросовестных кандидатов; в свою очередь отсутствие возможности такого голосования лишает ряд избирателей права реализовать свои политические права и свободы.

Кроме того, участники круглого стола обсудили вопросы обеспечения прав инвалидов в период проведения избирательной кампании 2014 года. Так, Михаил Полянский, директор по региональной политике Ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль», предложил организовать 14 сентября 2014 года социальное такси, которое будет доставлять инвалидов-колясочников на избирательные участки. Сергей Захаров, помощник депутата Госдумы, член общества глухих, высказался за необходимость адаптации агитационных материалов под слабовидящих и слабослышащих граждан, а также участия сурдопереводчика во время встречи кандидатов с избирателями. Для реализации указанных инициатив все участники дискуссии поддержали предложение Сергея Захарова о создании единой базы инвалидов, с помощью которой организаторы выборов смогут обеспечить индивидуальный подход к каждому избирателю.


ИА "ГАРАНТ": http://www.garant.ru/news/556563/#ixzz391d7ziyM



23