Поиск и подбор персонала




Статьи Налоговые проверки. Советы бухгалтеру

Налоговые проверки. Советы бухгалтеру

В жизни любой компании наступает день, когда налоговая инспекция решает провести проверку. Налоговики при проверках должны соблюдать нормы Налогового кодекса и не превышать свои полномочия. Именно для этого руководителю и бухгалтеру компании необходимо знать свои права и права контролеров, чтобы проверка проходила в рамках закона и ее результаты были верными. Мы попросили Елену Ивановну Читая, заместителя начальника отдела камеральных проверок Межрайонной инспекции ФНС России № 48 по городу Москве, помочь разобраться в сложных вопросах, которые могут возникнуть при проведении налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок проверки может

быть продлен до четырех, а в некоторых ситуациях - до шести месяцев. В Налоговом кодексе перечислен ряд случаев, в которых проверка может быть приостановлена1. Например, руководитель инспекции или его заместитель вправе приостановить проведение выездной проверки для истребования документов (информации) у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой компании-налогоплательщика2

Кстати, о контрагентах. Инспекторы имеют право требовать у них только документы или могут проводить устные опросы?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля3. Иными словами, да, проверяющие могут опрашивать контрагентов устно. Однако для подтверждения устной информации им понадобятся документы.

Документы во время проверки, как известно, передаются в виде копий. Если компания представила не копии, а оригиналы документов, это считается нарушением?

Действительно, в соответствии с Налоговым кодексом представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Налоговая инспекция имеет право в случае необходимости ознакомиться с подлинниками документов.
Вопрос представления оригиналов неоднозначный, но по нему есть арбитражная практика в пользу компаний. Судьи отмечают, что привлечение организации к ответственности на основании статьи 126 Налогового кодекса неправомерно, если вместо копий представлены подлинники4.

Елена Ивановна, а если документы поданы в виде копий, но на обратной стороне листов содержится информация, не имеющая отношения к предмету проверки, это имеет значение?

Налоговые органы вправе затребовать документы по установленным формам. Установленными формами документов

предусматривается отражение в них только той информации, которая необходима для целей налогового контроля.
В соответствии с правилами делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти5 копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа и его внешние признаки, не имеющий юридической силы.
По ГОСТ заверенная копия документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу6.
Согласно ГОСТ при подготовке и оформлении документов в состав реквизитов входит отметка об исполнителе7. На оборотной стороне последнего листа документа предусмотрено расположение отметки об испол­нителе этого документа (инициалы и фамилия исполнителя и номер его телефона)8.
Таким образом, копии, сделанные на черновиках, подавать нельзя, листы должны полностью повторять оригиналы документов.

Проблем с копиями можно избежать, если обмениваться с инспекцией документами по телекоммуникационным каналам связи. Какие возможности электронного документооборота у обеих сторон во время проведения проверки?

Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ были внесены изменения в статью 93 Налогового кодекса.

Они касаются возможности представления документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), то есть требование о представлении документов может быть передано по ТКС, истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган по ТКС.
В электронном виде можно передавать только те документы, для которых существуют установленные форматы.

Если компания выслала документы по Интернету без ЭЦП (электронно-цифровой подписи), какие последствия могут ее ожидать?

Требование о представлении документов или истребуемый документ не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом) в том числе в случае отсутствия (несоответствия) ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа (налогоплательщика)9. То есть без цифровой подписи передавать и получать документы по Интернету нельзя. Без нее они не считаются принятыми и переданными.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для

осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

То есть возникнет ответственность за непредставление?

Да. У компании появится ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренная статьей 126 Налогового кодекса. Это штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

А если проверяющие в налоговой не могут открыть полученный электронный документ? Например, возникли проблемы с кодировкой, программным обеспечением у налоговиков. Будут ли последствия для компании?

При получении от налогоплательщика истребуемого документа в электронном виде и в отсутствие оснований для

отказа в приеме указанного документа налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента его получения формирует квитанцию о приеме, подписывает ее ЭЦП уполномоченного должностного лица налогового органа и направляет налогоплательщику. Если налоговики не могут открыть документ, они не смогут сформировать

квитанцию о получении. Если налогоплательщик не получил от налогового органа квитанцию о приеме, он направляет истребуемый документ налоговому органу на бумажном носителе в срок, установленный Налоговым кодексом. Опять же повторюсь, что ответственность в виде штрафов за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса.

Елена Ивановна, а если документы не дошли до налоговой вовремя по вине оператора связи?

По общему правилу ответственность за непредставление налоговому органу сведений (опоздание считается

непредставлением в срок), необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса. Это штрафы, о

которых мы говорили выше. Однако если у компании имеется подтверждение специализированного оператора связи о приеме документов, то, руководствуясь статьей 109 Налогового кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в связи с отсутствием его вины. Хочется также отметить, что в соответствии с правилами оказания услуг связи10 за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оператор связи несет ответственность перед абонентом и (или) пользователем.

Это обнадеживает. Поговорим о правах налоговиков во время проверки. Могут ли они проводить осмотр зданий и территории компании или имеют право работать только с документами?

Да, конечно, в ходе проведения выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе производить осмотр как помещений, так и территорий компании, в отношении которой проводится проверка. Осмотр производится в присутствии понятых.
Замечу, что действующее законодательство не запрещает проводить осмотр (обследование) помещений, используемых для деятельности компании, и в ходе камеральной проверки11.

А могут ли проверяющие кроме документов изымать предметы (например, образцы продукции)?

Могут, если на это есть объективная причина12. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которая ведет выездную проверку13. При выемке должны присутствовать понятые и лица, у которых производится выемка документов и предметов, в необходимых случаях для участия в проведении выемки приглашается специалист. То есть, например, образцы продукции налоговики затребовать вправе, так как они относятся к основной деятельности компании. Не подлежат изъятию документы и предметы, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки.  

Беседу провела
Екатерина Степина,
эксперт по финансовому законодательству

 п. 9 ст. 89 НК РФ
 п. 1 ст. 93.1 НК РФ
 подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ
 пост. ФАС ВВО от 17.10.2006 № А82-17975/2005-28, ФАС ПО от 22.11.2007 № А57-755/07, ФАС УО от 04.02.2008 № Ф09-107/08-С3
 п. 4 Правил, утв. пост. Правительства РФ от 15.06.2009 № 477
 подп. 30 п. 2.1 ГОСТ Р 51141-98
 подп. 27 п. 2 ГОСТ Р 6.30-2003
 п. 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003
 п. 14 разд. I Порядка, утв. приказом Минфина России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@
 подп. "б" п. 67 разд. VI Правил, утв. пост. Правительства РФ от 23.01.2006 № 32
 пост. ФАС ЗСО от 22.03.2011 № А75-6609/2010
 письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03-02-07/1-113
 п. 8 ст. 94 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Источник: Журнал "Актуальная бухгалтерия" 

 






 

Отзывы:

Отзывов нет


24